Инструменты для образования: доступней, интересней, эффективней

Oбразование вчера и сейчас

Еще несколько лет назад, когда образование было все еще советским и почти полностью бесплатным, люди учились по книжкам, в школах, институтах, на семинарах и в кружках. А когда интернет стал доступным, появилось еще примерно столько же вариантов, только с префиксом онлайн-: онлайн-книги, онлайн-школы, онлайн-университеты и онлайн-кружки. Развитие технологий позволило не только расширить способы обучения, но и изменить их качество, а также сделать лучшие курсы и практики доступнее.

За последние 5 лет мы наблюдаем бурное развитие платформ MOOC (Massive open online course): Coursera, Udacity, edX. Несмотря на современное обилие курсов мы решили сосредоточиться на инструментах, которые позволяют делать образование доступнее, эффективнее, интереснее. Положив эти идеи в основу нового конкурса, было решено в первые майские праздники этого года провести JetBrains EdTech Hackathon.

Делать этот проект мы решили с дружественным стартапом Stepic: наши коллеги имеют богатый опыт по взаимодействию c MOOC-платформами и разработке собственных инструментов массового образования. Фантазию участников ничем не ограничивали, главное, чтобы предложенная идея помогала в образовании, и главное в проекте – это код. Да, никаких бизнес-ангелов, разработчиков сайтов-открыток, менеджеров по развитию и всего того, что отдаляет от изначальной идеи хакатона.

Николай Вяххи, руководитель проекта Stepic

Vyakhi

Почему решили проводить такой хакатон?
Есть ощущение, что то, как мы учимся, далеко от идеала. В последние годы технологии полностью изменили способы общения между людьми, как мы находим и используем информацию, изменили способы функционирования бизнеса и государства. Но формат образования остался схож с тем, который практиковался сотни лет назад. Помимо низкой эффективности, он в том числе не адаптирован под быстро меняющийся современный мир, в котором человек должен учиться на протяжении всей жизни, а не только первые 20 лет. Поэтому мы и решили собрать вместе технологические команды, которые хоть и за короткое время и в виде прототипов, но готовы поспособствовать прогрессу в области образования.
Неужели среди огромного числа существующих инструментов можно придумать что-то новое?
Конечно, эра технологий в образовании только начинается. Видно, что учащиеся, преподаватели и администраторы образования недовольны текущим положением дел. Вряд ли найдётся хотя бы один человек, который скажет “С образованием в мире всё просто супер!” Значит, необходимо искать новые инструменты и методы в образовании, которые улучшат эту ситуацию.
Хотелось ли самому присоединиться к какой-нибудь команде?
Да, но сложно было сделать выбор, к тому же я был практически всё время занят организационными делами. Если бы мне повезло быть рядовым участником такого хакатона, то я бы присоединился или организовал проект по аналитике образовательных данных, либо по адаптивному детскому образованию.
Уйдет ли в будущем образование в онлайн полностью?
Нет. Но насколько ушло в онлайн человеческое общение, настолько же уйдёт и образование. Скучные потоковые лекции и строгие учебные планы уйдут в прошлое, появятся высокоинтерактивные и адаптивные образовательные курсы. Всё больше и больше будут практиковаться удалённые консультации с преподавателями. Оффлайн часть образования останется для общения по интересам и обмена мнениями, а не для получения знаний.

Что же получилось?

Когда мы решили делать хакатон, то и представить не могли, какой он вызовет интерес, и какие на нем будут проекты. За пару дней до начала на сайте мероприятия было зарегистрировано 25 проектов, 87 участников, большая часть которых уже знала, в каком проекте и чем именно они будут заниматься. Таким образом, на момент представления проектов почти все команды были уже укомплектованы минимальным набором боевых разработчиков.

Auditory

География хакатона не ограничивалась Петербургом и Москвой. Были участники из Череповца, Москвы, Киева и Минска, хотя большую часть разработчиков все-таки составляли петербуржцы. За 48 часов им предстояло из прототипа создать рабочий концепт, основанный лишь на открытых разработках. Никакого кода перед соревнованием.

Мероприятие проходило во втором офисе JetBrains на Кантемировской улице. Условия позволяли участникам оставаться в офисе 48 часов: разнообразное питание, душ, раздельные рабочие места, бин-бэги, а также набор опытного хакатонщика:

TravelersSet2

Многое зависело от того, правильно ли участники распределят свое время. Некоторые предпочитали провести первую ночь за работой и вторые сутки отсыпаться, в то время как большая часть все же провела вторую ночь не смыкая глаз. На финишной прямой все команды боролись из последних сил. В результате до представления результатов не дошли всего лишь два проекта.

О проектах

Удивительно, что идеи, представленные в проектах, практически не пересекались. Скажем честно, мы ожидали увидеть множество сервисов для платформы Coursera. Такие проекты были, конечно, но такими были далеко не все. Ребята создавали планировщики времени, плагины для образовательных платформ, курсы для обучения родителей, новые агрегаторы онлайн уроков. Все проекты были уникальны.

В первую очередь хочется отметить команду BrainTracker, которая решила ввести свою собственную метрику эффективности самообразования. Пользователь подключает MOOC-профили, сервер собирает с них информацию через открытый API, анализирует и выдает трехзначное число, которое, в свою очередь, передается на браслет. К сожалению, на последнем этапе у ребят сломался программатор, и прототип браслета на презентации не заработал.

proxy

Ребята из проекта Idiom Land за время хакатона создали веб-игру для обучения идиомам на английском языке. Главным персонажем этого квеста является лисенок, который оказывается в Лондоне, и, попадая в различные ситуации, вынужден догадываться, о чем говорят местные жители, чтобы двигаться дальше.

Победители

На хакатоне было много достойных идей, поэтому жюри так и не смогло выделить наилучший проект, и первое место поделили две команды.

Первая, NoteMooc, создавала сервис-обертку, позволяющую следить за эффективностью самообразования, планируя и распределяя нагрузку, а также предупреждая пользователя о напряженных днях учебы. Вторая, StepicAdmin, разработала расширение для платформы Stepic, которое позволяет системным администраторам удаленно учиться поднимать виртуальные машины и тестировать скрипты управления.

Наконец, третье место досталось команде A PAY, разработавшей сервис поощрений для детей, которые свое личное время тратят на образование.

MerchSet

И все-таки одна из главных задач хакатона – это объединять трудолюбивых людей, которые за короткое время эффективно учатся новым технологиям. Хакатон и сам оказался отличным образовательным инструментом.

Мы благодарим всех участников за интересные майские праздники и будем рады провести подобное мероприятие снова.

Keep Hacking!