CEO JetBrains Максим Шафиров о развитии продуктов

JetBrains на рынке инструментов для разработчиков уже 14 лет. Все начиналось с простых инструментов для Java-разработчиков, а сейчас трудно найти такой язык или фреймворк, который не был бы учтен в продуктах JetBrains. Оправдывает ли себя такое развитие «вширь»?
Для начала, я бы не стал называть даже первую версию IntelliJ IDEA «простым» продуктом. В начале 2001 Мартин Фаулер написал статью Crossing Refactoring Rubicon, в которой появление автоматизированного рефакторинга Extract Method (в том числе в IntelliJ IDEA) назвал прорывом, открывающим возможности изменить процесс разработки. Несмотря на то, что мы действительно поддерживаем безумное количество языков и технологий, суть продуктов остается прежней ― это инструменты, позволяющие работать с кодом программы на более высоком семантическом уровне. Развитие вширь позволяет охватить больше программистов и добиться синергетического эффекта. Нам удалось масштабироваться и организационно, и технически, так что, с точки зрения бизнеса, такое развитие себя, конечно, оправдывает.
Были ли критические моменты в развитии компании, когда было жизненно важно выбрать верное направление? Может быть, появление Eclipse, заимствование некоторых функций ReSharper средой Visual Studio, кризис 2008 года? Как удалось преодолеть трудное время?
Скажу так, в каждый конкретный месяц мы зарабатывали больше, чем тратили, заемных средств или инвестиций у нас нет. Поэтому, в финансовом смысле, критических моментов в компании не было. В смысле развития компании, мы должны быть благодарны нашим конкурентам. Появление Eclipse привело к началу проекта ReSharper. Заимствование VS функционала (в том числе, проект Roslyn) ReSharper заставляет нас делать больше, качественнее и удобнее. Когда мы выпустили IntelliJ IDEA Community Edition в Open Source, мы были готовы к некоторому падению продаж Ultimate Edition, но этого не произошло. Теперь на этой базе IDE делает не только JetBrains, но и, например, Google.
Среди продуктов JetBrains есть и такие, которые больше похожи на научные разработки, чем на готовый продукт для индустрии, например, MPS. Какую роль они играют в жизни компании? Как часто они дают толчок развитию нового направления, нового витка интеграции инструментов, которые JetBrains делает?
Эти разработки преследуют абсолютно прагматические цели. Нам кажется, что можно писать программы проще, надежнее, эффективнее ― надо только вложиться в разработку инструмента. В этом смысле, MPS не слишком отличается от продукта ReSharper. Только подходит не всем и не во всем. В JetBrains на MPS написан YouTrack, есть внедрения в компаниях, занимающихся разработкой встроенного программного обеспечения. Язык Kotlin, который мы разрабатываем c 2011 года, может многое из того, что можно сделать в MPS, но он гораздо более общеприменим.
В одном из интервью Вы сказали, что успех ваших продуктов заключается в команде уникальных профессионалов. Когда подбирается такая команда, насколько сложно ей управлять? Как это происходит в JetBrains?
На интервью мы стараемся выяснить не только способность кандидата решать сложные технические задачи, но и то, насколько он заинтересован в конечном результате ― продуктах, которые мы делаем. Программисты склонны рефлексировать о том, как они работают и наш целевой рынок ― идеальное место применения этих рефлексий. Также, многие ребята начали у нас работать еще студентами. Так или иначе, нужно, чтобы людям было интересно работать, и была заинтересованность в результате (а не только в «процессе», как это часто бывает). Собственно управлять, в привычном понимании этого слова, такой компанией не нужно. Продуктовые команды работают на интересе и интересы эти натуральным образом выровнены с интересами бизнеса. Задачи «руководства» состоят в обеспечении инфраструктуры, налаживании механизмов работы компании как бизнеса, решении возникающих периодически проблем, инициировании новых разработок, принятии рисковых стратегических решений (типа выпуска IntelliJ IDE в Open Source).
Насколько компания готова расти в ближайшее время? Как сказался рост за последние пару лет на изменении «климата» в компании, по Вашим ощущениям?
Я думаю, мы будем продолжать расти теми же, естественными, темпами. Наши проекты большие, сложные и идейно многогранные. Вводить туда много новых людей сразу ― опасно. Да и с точки зрения бизнеса, в экспоненциальном росте нет большого смысла ― мы зарабатываем на продаже лицензий наших продуктов, а не продаем «рабочие руки» заказчику как аутсорсинговые компании.

Впервые опубликовано на портале e-xecutive.ru.