Каким должен быть UX-дизайнер?

Ольга Бердникова, дизайнер интерфейсов в JetBrains

Какими знаниями и навыками должен обладать дизайнер UX?

UX – это пользовательский опыт. До сих пор не понимаю, как можно быть «дизайнером опыта», поэтому буду говорить о дизайнере интерфейсов. Дизайнер интерфейсов понимает проблему, придумывает решение и помогает его внедрить.

Проблема. Чтобы понять проблему, нужна информация. Информацию собирают и анализируют, расставляют приоритеты. На этой основе дизайнер придумывает решение. Если информация неполная, после внедрения скорее всего будут проблемы.

Дизайнеры проектируют интерфейсы для людей. Люди сложные, делают и говорят много всего, могут ошибаться. Поэтому информация будет неполная почти всегда, то есть и проблемы будут почти всегда. Это тоже надо уметь учитывать.

Бывает, что к дизайнерам приходят не с проблемами, а с готовыми решениями. Тут важно не бросаться рисовать кнопки, а понять, в чем настоящая проблема, – возможно, найдется более подходящее решение.

Решение. Чтобы придумать решение, дизайнер использует знания о том, как люди воспринимают информацию и взаимодействуют с ней. Тут много всего:

  • как устроены память и мышление человека;
  • как люди читают;
  • как понимают, что можно нажать на элементы на экране, и как жмут эти элементы;
  • как элементы на экране сверстать, чтобы читать и жать было удобно;
  • как показать только нужное, без информационного мусора;
  • какой опыт работы с интерфейсами у людей уже есть, как эта информация поможет упростить работу с новым интерфейсом, и много чего еще.

Неплохо знать, какие решения уже есть, и почему они такие. Выбрать из готового дешевле, чем придумывать с нуля.

Важно учитывать особенности платформы. У людей разные ожидания от работы с вебом, десктопными и мобильными приложениями.

Дизайнер должен уметь писать емкий, понятный и грамотный текст. Интерфейс – не место для графомании.

Нужен минимум знаний о том, как тестируют интерфейсы. Это поможет в работе с коллегами, которые умеют проводить юзабилити-тестирование (есть мнение, что юзабилити-тестирование бесполезно, но это отдельная тема). Самостоятельно проверить гипотезу поможет коридорное тестирование.

Хорошо понимать, насколько трудозатратным решение окажется в разработке и насколько трудозатратное решение будет полезнее более простого. Не надо нагружать разработчиков бесполезной работой.

Дизайн интерфейсов – инженерная работа, а не влияние на визуальную культуру. Важно уметь решать в первую очередь практические задачи, а не поддаваться творческому порыву в выборе стиля интерфейсных элементов и поиске «правильного» шрифта.

Внедрение. Чтобы помочь внедрить решение, важна способность доводить начатое до завершения. Это самая рутинная часть: твоя работа вроде уже сделана, но на деле потребуется не один раз проверить результат разработки, попросить исправить, что не по макету, и исправить детали своего решения, если при разработке выяснилось, что что-то не подходит.

Каков инструментарий дизайнера UX?

Для понимания проблемы часто достаточно блокнота. Если информация сложная, разобраться в ее структуре помогает mindmap-приложение.

Интерфейсные решения обычно изображают с помощью картинок. Картинки можно рисовать множеством способов. Какой из способов выбрать – зависит от задачи. Если нужно подумать о компоновке данных на экранах приложения, достаточно бумаги и карандаша. Если нужно сказать «сделайте ровно, как в макете», макет должен выглядеть как готовый интерфейс. Сейчас для этого обычно применяют Photoshop или Sketch. Если нужно показать интерактивный интерфейс, берется любой доступный способ повесить на статичные картинки клики и события по ним. Мне нравится InVision, где это просто сделать и показать другим людям.

Отдельная тема с прототипированием анимации в интерфейсе. Для этого есть специальные приложения. Говорят, Framer хорошее.

Каковы требования компании к уровню образования потенциальных сотрудников?

Насколько знаю, у нас в стране пока нет образовательного учреждения, которое готовит специалистов с дипломом «дизайнер интерфейсов». Обычно в профессию приходят люди с техническим образованием и интересом к пользовательским интерфейсам. После технического вуза человек умеет быстро учиться новому, разбираться в сложном, анализировать задачу, учитывать много деталей. Все это полезно в проектировании интерфейсов.

Какие требования предъявляются к опыту работы?

Под опытом работы обычно понимается длительность и место работы. Хорошо, когда дизайнер проработал хотя бы год под руководством другого хорошего дизайнера. Хорошо, когда это была компания с сильной дизайн-культурой, как, например, «Яндекс». Но все это не так важно, если портфолио и рассказ дизайнера о своем опыте работы говорят о приличном уровне.

Есть ли особые требования, которые обусловлены спецификой деятельности компании?

JetBrains делает продукты для разработчиков. Поэтому полезно знать о разработке хоть что-нибудь.

Общение с нашими пользователями в баг-трекере и сервисах поддержки – на английском языке. Разговаривать лучше уметь грамотно и вежливо.

В JetBrains, можно сказать, нет менеджеров, которые придут и скажут, что тебе делать. Самостоятельность и умение себя организовать требуются как нигде.

Полная версия интервью опубликована на портале Системный администратор.